Digital Remote Office: российские компании сохранили эффективность после перевода сотрудников на удаленную работу

«Всеми силами сохранить людей»
Первая сессия «Дистанционная работа до, в процессе и после коронавирусной пандемии в фактах, цифрах и прогнозах» была посвящена успешным практикам перевода сотрудников в домашние офисы и влиянию этого непростого с организационной точки зрения процесса на эффективность бизнеса. По словам директора департамента специальных проектов, hh.ru Виталия Терентьева, недавние опросы работодателей показали, что продуктивность большинства их сотрудников на «удаленке» не изменилась и даже немного выросла.
Аналогичные оценки привел и генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков. Проведенный агентством опрос активного населения РФ выявил, что на удаленную работу из-за пандемии перешло 77% сотрудников, а в офисе или непосредственно на предприятии продолжают работать менее четверти. Почти половина опрошенных заявили, что их эффективность в новом формате не изменилась, а 19,5% считают, что работают более эффективно.
В «Ростелекоме» более 60% сотрудников работают в настоящее время удаленно из дома, следует из слов старшего вице-президента по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилла Меньшова. «Наши текущие цифры — около 80 тыс. сотрудников на «удаленке» и около 45 тыс. подключаются к инфраструктуре одновременно из дома», - сказал он в ходе онлайн-конференции. По данным «Ростелекома», всего в компании работает 130 тыс. человек.
Как сообщил Кирилл Меньшов, оператор уже был во многом готов к переводу сотрудников на новый режим до введения ограничений. Компания заранее разработала нормативную базу, регламентирующую работу удаленных сотрудников. К моменту объявления режима самоизоляции была также развернута инфраструктура для дистанционной работы на 50 тыс. пользователей.
«Мы находились в состоянии, когда семья птиц готовит птенчика [к выходу из гнезда], а он вниз не прыгает. Зачем? Надо ведь чему-то учиться, настраивать свой компьютер, менять бизнес-процессы, к которым многие прикипели и не хотели их менять. Многие команды ИТ-службы работали удаленно, но организация в целом — нет. Мы получили толчок и множество птенчиков, у которых крылья давно были, полетели вперед», - описал процесс перехода в новые реалии старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома».
Директор по цифровизации бизнеса «МегаФона» Владимир Гваришвили рассказал, что оператор перевел на работу из дома более 50% сотрудников из общего штата в 30 тыс. человек, в то же время в «полевых» условиях работают технические подразделения, отвечающие за работоспособность сети. «Мы не Google и не Microsoft, не находимся на передовой в вопросе удаленной работы, но и не отстаем от них. Сложностей при переходе не возникло», — сказал Владимир Гваришвили, подчеркнув, что сам по себе дистанционный формат не является для российских телеком-операторов чем-то новым. Но никогда его использование не было столь массовым.
Не вызвал особых сложностей и перевод офисных сотрудников на работу из дома и в авиакомпании Utair. Как отметил вице-президент по коммерческим ИТ-системам Utair Артем Шевченко, сама распределенная структура компании и опыт работы с целыми подразделениями в дистанционном режиме обеспечили необходимую базу для распространения нового формата работы на весь коллектив. По мнению Артема Шевченко, в нормальном режиме удаленная работа подходит не для 100% сотрудников, поскольку требует личной высокой самоорганизации.
Гендиректор Gett в России Анатолий Сморгонский сообщил, что сейчас 100% сотрудников сервиса работают из дома. По его словам, рабочие подразделения не должны полностью переходить на онлайн «с нуля», для успешной работы бизнес-процессы необходимо отладить в оффлайне. До конца июля российский Gett не планирует возвращаться в офис, из трех этажей офисного пространства полностью освобождены два.
Старший вице-президент банка «Открытие» Елена Салихова рассказала, что кредитная организация была готова к масштабному использованию удаленного формата. С конца 2019 года в банке реализуется проект Flexy по внедрению новых моделей организации труда, в том числе полностью дистанционной работы либо режима part-time. До объявления карантина по новым моделям трудились 4 тыс. сотрудников, в настоящее время — 14 тыс. из 21 тыс. Елена Салихова отметила, что после отмены ограничений до 20% сотрудников «Открытия» банка в крупных городах будут работать вне офисов.
Основатель биржи удаленной работы Freelance.ru Кирилл Аношин остановился на перспективах рынка фриланса в новой реальности. Спрос на труд фрилансеров во многих областях резко сократился — речь прежде всего об event-индустрии, съемке фото и видео, дизайне печатной продукции и раздаточных материалов. В то же время на 20% вырос спрос на программистов, разработчиков и инженеров ПО.
Виталий Терентьев обратил внимание и на негативные последствия удаленной работы для коллективов, которые необходимо учитывать, размышляя об использовании удаленного режима в нормальной обстановке. Так, из более 700 опрошенных руководителей российских компаний 50% готовы держать сотрудников на «удаленке» не более месяца: у них копятся проблемы и растет усталость. 54% опрошенным трудно сосредоточиться и работать из дома. К плюсам удаленного формата стоит отнести сокращение времени на дорогу и нормализацию отношений с руководством – об этом заявили более 70% опрошенных. В целом, по словам Виталия Терентьева, положительное отношение к гибким форматам организации работы свидетельствует о том, что бизнес в трудной ситуации всеми силами старается сохранить людей.
«Удаленка требует открытости руководства»
Вторая сессия была посвящена цифровым сервисам и решениям для упрощения и повышения эффективности перевода бизнеса на рельсы дистанционной работы.
Директор по облачным технологиям CDNvideo Андрей Листопад подробно рассказал о новом продукте компании — платформе для удаленного обучения, позволяющей проводить уроки с аудиторией более 1000 человек. По словам Андрея Листопада, специальный формат видео-урока позволит концентрироваться на процессе обучения и не отвлекаться на активность студентов. Запись занятие может быть доступна и после урока, а многофункциональный API-интерфейс позволяет встроиться в любую LMS. Важной особенностью платформы является подключение к видео-уроку без установки клиентского приложения. «Ваши студенты не ограничены стенами лекционной и могут проходить обучение в любой точке мира. В зависимости от поставленных задач, лекции можно транслировать на Youtube и в любую социальную сеть», — описал функционал решения директор по облачным технологиям CDNvideo.
Говоря о практиках эффективных коммуникаций на удаленном режиме, Андрей Листопад сообщил, что в его компании стали устраивать для сотрудников видеочаты и мастер-классы по кулинарии, обсуждать насущные проблемы, а коллеги начали делиться друг с другом лучшими практиками в онлайне. «Мы стали больше проводить времени в виртуальных активностях, например, играем в «Мафию» в онлайне, проводим совместные просмотры видеофильмов. Советы руководителям – будьте более открытыми и внимательными к сотрудникам, обеспечивайте регулярное общение между командами, цифровизируйте ваши процессы», — делился опытом Андрей Листопад.
Эксперт по цифровизации бизнес-процессов «МегаФона» Сергей Фомичев рекомендовал обязательно использовать инструменты контроля работы удаленных сотрудников, особенно тех, кто работает «в полях». В «МегаФоне» для такого контроля используют веб-интерфейс, который позволяет отслеживать перемещения и устанавливать местонахождение сотрудников. Этот инструмент, в частности, повышает эффективность курьерской доставки.
По словам заместителя генерального директора оператора MTT Дениса Широкого, среди клиентов компании вырос спрос на решения, позволяющие проводить видеоконференции, а также аудиоконференции. Отвечая на вопрос о перспективах применения VR-технологий для удаленных коммуникаций распределенного персонала, эксперт признал, что, несмотря на отдельные кейсы, такую практику нельзя назвать хоть сколько-нибудь массовой и лишь единичные компании используют данную технологию для общения сотрудников. В то же время для широкого круга компаний насущной является автоматизация основных бизнес-процессов — подбора персонала, организации и контроля удаленной работы сотрудников, и здесь, по словам Дениса Широкого, МТТ готова предложить эффективные решения.
Об инструментах для удаленной работы из линейки корпоративных продуктов Mail.ru Group – «Почте», «Мессенджере» и «Облаке для хранения данных» рассказал директор по работе с клиентами «Mail.ru для бизнеса» Алексей Печенин. Эти самые необходимые для любой компании цифровые решения от Mail.ru доступны клиентам в двух вариантах — как облачные SaaS-приложения, а также как on premise-продукты с инсталляцией в ЦОД заказчика. Корпоративный мессенджер зачастую может быть удобнее для коммуникаций сотрудников, чем обычная корпоративная же почта и привычные всем массовые мессенджеры, говорил Алексей Печенин. Как правило, корпоративный мессенджер интегрирован со справочником сотрудников, благодаря чему легко находятся нужные контакты.
«Сотрудники-функции не заменят живых людей»
Основное внимание участников третьей сессия было обращено на технологичность и безопасность инструментов удаленной работы, а эксперты делились мнениями на что стоит обратить внимание при выборе решений и сервисов для работы из дома.
В разработке и реализации стратегии удаленной работы центральное место занимают наличие или отсутствие сильных соответствующих навыков руководителя, убеждена преподаватель НИУ ВШЭ, экс-руководитель региона Восточная Европа по направлению брендинг и коммуникации компании Hilti Distribution Ltd Инга Корчагина, «В текущей ситуации на первый план выходит умение мотивировать людей», — подчеркнула она, отметив, что в будущем комбинированный формат труда, когда каждый сотрудник часть рабочей недели будет проводить в офисе, а часть — работать дома, может оказаться наиболее эффективным для большинства компаний.
Заместитель генерального директора «1С-Битрикс» Сергей Кулешов, поделился, что зачастую тормозом к внедрению новых форм работы являются устаревшие корпоративные регламенты, а также требования государственных регулирующих органов. «Несмотря на цифровизацию, нам все еще приходится печатать бумаги – это единственное узкое место в удаленном режиме работы. Мне даже пришлось домой купить принтер после перехода на «удаленку». Все остальное решается через веб, защищенные каналы связи и прочие цифровые решения», — отметил Сергей Кулешов.
В самих госорганах удаленный формат также используется широко, следовало из выступления директора Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Михаила Петрова. Ведомство в качестве стратегии определило для себя минимальное личное присутствие сотрудников во время проверок контролируемых структур и максимальное использование цифровых документов. Однако мешает этому разнообразие используемых в государственных институтах форматов данных. В самой же работе сотрудников Счетной палаты с проверяемыми данными из дома нет особых сложностей.
По мнению исполнительного директора компании Evrone Алексея Лихачева, удаленный формат не является в современных условиях чем-то из ряда вон выходящим, хотя на него более ориентированы компании в ИТ-индустрии. В самой Evrone коллективы разработчиков работают удаленно, для них это «нативный и естественный» формат. Такая организация труда требует большего доверия руководителей и коллег, убежден Алексей Лихачев. «Люди находятся у себя дома и странно устраивать за ними слежку, хотя некоторые компании и такое практикуют», – пояснил он, оговорившись, что не все сотрудники готовы со своей стороны работать на доверии, а кто-то просто не может обходиться без «агрессивной офисной среды».
С этой точкой зрения не во всем согласен Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ», основатель комитета по информационной безопасности ассоциации РУССОФТ. По его словам, средства контроля сотрудников, в том числе записывающие содержимое экранов их рабочих компьютеров, являются совершенно необходимыми, если работодатель хочет поддерживать высокую эффективность удаленного труда сотрудников. С другой стороны, обеспечивать компьютерами персонал, находящийся в своих домах, должна только сама компания, настаивал Лев Матвеев, использование личных гаджетов, ноутбуков и десктопов недопустимо, прежде всего с точки зрения безопасности корпоративных данных.
Завершая дискуссию, за которой в течение всей конференции следило более 2300 слушателей, эксперты сошлись во мнении, что никакие цифровые технологии, в том числе для поддержания удаленной командной работы, не должны приводить к сведению роли сотрудников до безымянных бизнес-функций, которых легко можно заменить. Сама же организация формата работы должна учитывать личностные особенности работников и требуемый от них функционал. «Есть люди, которым надо больше быть в офисе: им нужны конкретные предметы, серверные, Поэтому сотрудники с разным функционалом должны по-разному присутствовать в офисе. Занимающимся интеллектуальным трудом, например, возможно, и не должны быть там всегда. А вот маркетологи в одиночку работать не могут, им нужно собираться на брейн-стормы: это энергия, эффект сообщества. Можно проводить их в онлайне, но это неэффективно с точки зрения самого креатива», - описала критерии выбора наиболее эффективного формата труда Инга Корчагина.

Организаторы онлайн-конференции: ТМТ Conference, «Телеспутник» и ИАА TelecomDaily
Генеральный HR-партнер: HeadHunter
При поддержке: Freelance.ru
Технический партнер: CDNvideo
Генеральный партнер: «Ростелеком»
Платиновый партнер: МТТ
Золотой партнер: Gett
Серебряный партнер: «МегаФон»
Бронзовый партнер: «Mail.ru для бизнеса»