#SpaceCom Digital Russia 2021

Цифровые реалии спутниковой связи

space2021_11.png space2021_22.png space2021_33.png

11 февраля в Москве, в уже привычный для всех период начала года, эксперты спутниковых коммуникаций России собрались на ежегодную конференцию #SpaceCom Digital Russia 2021 для обсуждения наиболее острых и злободневных вопросов развития рынка в глобальной цифровой трансформации отрасли связи и вещания. Участники конференции подвели итоги трудного для всех отраслей экономики периода пандемии коронавируса и обсудили вынесенные из этого испытания выводы, а также наметили перспективы и возможности для развития проектов и бизнеса в различных областях применения спутниковых коммуникаций.

Мероприятие, организованное TMT Conference совместно с ИАА TelecomDaily и «Телеспутником», прошло в гибридном формате и собрало в общей сложности более 150 участников. Конференцию поддержали компании Триколор, ФГУП «Космическая связь», Hughes Network Systems, Gilat Eurasia, МОКС «Интерспутник» и ИКЦ «Северная корона». Технологическим партнером выступила компания CDNvideo.

В открывающем конференцию Keynote speech акционер АО «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев рассказал о том, как отрасль спутниковых коммуникаций преодолела пандемию, и подвел основные итоги года для отрасли. В ходе дальнейшей дискуссии «Определяя будущее: текущий этап и перспективы рынка спутниковых коммуникаций в РФ» были затронуты вопросы перспектив встраивания спутниковых технологий в экосистему 5G, практические вопросы использования спутниковых технологий для устранения цифрового неравенства в России и роль спутниковых сервисов в развитии медиаотрасли. Особое внимание участники дискуссии уделили обсуждению новой государственной концепции развития телерадиовещания на 2020-2025 годы. Как отметил заместитель генерального директора по стратегии и развитию компании Триколор Андрей Нестеров, операторов до сих пор не пригласили к участию в ее разработке. «До недавнего времени для нас, как и для всей отрасли, концепция равнялась слову “призрак”. Мы случайно абсолютно в прошлом году узнали о том, что кто-то где-то разрабатывает такой важный документ. Несколько месяцев искали подтверждение этому факту, не могли найти. Потом всеми нами уважаемый Алексей Волин подтвердил, что идет разработка некой концепции развития телерадиовещания. Однако вещатели и самые спутниковые операторы к разработке данной концепции приглашены не были», — рассказал Андрей Нестеров.
Глава представительства и региональный директор Hughes Network Systems в России и СНГ Константин Ланин поделился наблюдениями о том, что всплеск потребления спутникового ШПД частными пользователями в пандемию произошел во всем мире. В России же этот рынок продолжает развиваться не столь быстрыми темпами, как в других странах. Причина этого явления, по оценке Константина Ланина, заключается в крайне низкой, порой демпинговой цене интернет-доступа от российских операторов услуг мобильной связи.

Переходя к обсуждению сроков и способов устранения цифрового неравенства в России, Денис Стафеев, генеральный директор Gilat Eurasia, отметил, что для оператора стоимость строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи в малых населенных пунктах не оправданны коммерчески. Сто жителей никогда не сгенерируют для оператора дополнительные доходы, это целиком социальный проект. В небольшом поселке на отдаленной территории достаточно установить VSAT и провести Wi-Fi, это можно сделать за несколько дней. А значит, существенно сдвинуть сроки реализации проекта по устранению цифрового неравенства.

Участники дискуссии затронули также назревшую в стране проблему децентрализованного кураторства крупных операторов спутниковых группировок. Так, ФГУП «Космическая связь» - подведомственное предприятие Минцифры РФ, «Газпром Космические системы» является частью крупной госкомпании, «Гонец» находится в ведении Роскосмоса, а «Морсвязьспутник» – Минтранса РФ. Кто же в итоге реально осуществляет государственную политику в области спутниковых коммуникаций – в такой ситуации становится определить все сложнее и сложнее. Представитель Минцифры РФ Дмитрий Бабыкин призвал профессиональное сообщество ориентироваться на Государственную комиссию по радиочастотам (ГКРЧ) - как на коллегиальный орган, регулирующий важнейшие аспекты отрасли. Он добавил, что в Министерстве цифрового развития в настоящее время идет процесс перераспределения полномочий и к апрелю он будет завершен.

Следующая сессия конференции была посвящена практическим аспектам применения спутниковой связи. Генеральный директор АО «ИКЦ «Северная корона» Андрей Гриценко в своем выступлении представил решения в области спутниковой связи для цифровизации Арктики. В настоящее время в Арктике доступны только услуги системы Iridium, сети VSAT на базе спутников на ГСО «Ямал» и морской VSAT на базе спутников на ГСО «Экспресс». В рамках ФЦП «Сфера» планируется развертывание перспективных спутниковых систем, обеспечивающих полный спектр услуг в области связи, вещания и передачи данных, в том числе в Арктике: персональная связь («Гонец»), подвижный ШПД («Экспресс-РВ»), фиксированный ШПД с повышенной пропускной способностью («Скиф») и интернет вещей («Марафон IoT»). В ближайшей перспективе ожидается начало предоставления услуг со стороны зарубежных перспективных и уже разворачиваемых систем (Starlink, OneWeb и др.). Константин Ланин (Hughes Network Systems) в ходе своего доклада представил мультисервисную спутниковую систему «Юпитер» - наиболее популярную в мире платформу для работы через спутники высокой пропускной способности (HTS). В свою очередь Данила Медведев, директор по техническому развитию бизнеса Gilat Eurasia, поделился успешными кейсами применения мобильных решений Gilat на воздушном, железнодорожном и морском транспорте и для муниципальных служб.

О гибких полезных нагрузках на геостационарных спутниках и ожидаемом эффекте от их применения рассказал Олег Ментус, заместитель директора НТЦ космических систем ФГУП НИИР. Генеральный директор АО «Зонд-Холдинг» Виктор Донианц в рамках своего доклада представил обзор низкоорбитальных и средневысотных систем спутниковой связи в цифрах, фактах и прогнозах, дал оценку стоимости спутникового НГСО ШПД применительно к России, рассказал о текущем статусе и будущих этапах реализации проекта «Скиф». Максим Диордиев, руководитель дирекции применения спутниковых систем АО «Спутниковая система «Гонец» рассказал о роли системы «Гонец» в экосистеме цифровой экономики РФ», орбитальной группировке, наземной инфраструктуре, абонентском оборудовании и цифровых сервисах на базе данной системы. А Владислав Иваненко, руководитель компании «Спутникс», которая занимается производством и запуском малых космических аппаратов, поведал о результатах работы и планах закуска новых спутников. Например, прорывной проект малой космической универсальной платформы, разработку которого ведут в компании, поддержан НТИ, а полученные наработки в рамках данного проекта, могут быть использованы в проекте «Сфера». В планах «Спутникс» также создание российского спутника с аппаратурой для автоматической идентификации судов (АИС). По результатам его работы возможно развертывание новой группировки таких аппаратов.

Руководитель направления «Спутниковый Интернет» компании Триколор Даниил Нирман в ходе своего доклада развеял миф о том, что услуга спутникового интернета востребована лишь в бизнес-сегменте. По данным компании половина клиентов спутникового интернета Триколора подключают услугу для организации удаленного рабочего места и решения бизнес-задач, 49% — для общения в социальных сетях, порядка 35% — слушают музыку, смотрят фильмы. Также Триколор сформировал портрет среднестатистического пользователя спутникового интернета, опираясь на данные собственной клиентской базы. Им оказалась замужняя женщина (от 35 до 40 лет) с высшим образованием, воспитывающая одного ребенка или двоих детей. Ежемесячный доход такой семьи составляет до 30 тыс. руб. на человека, также во владении имеется загородная недвижимость.

В завершении конференции участникам было предложено обменяться опытом, обсудить и предложить идеи в ответ на новые вызовы рынка спутниковых коммуникаций в ходе увлекательной сессии #SpaceWorldCafe: «Как добиться космического успеха вместе», а также проявить свои знания в сфере спутниковой связи в рамках интерактивной викторины.

Мероприятие состоялось в гибридном (онлайн/оффлайн) формате благодаря технологическому партнеру - компании CDNvideo. Организация такого уровня мероприятия потребовала от технологического партнера решения сразу нескольких масштабных задач: технического сопровождения (режиссер трансляции, звукорежиссер, продюсер и модератор), обеспечения и поддержки онлайн-трансляции группой администраторов CDN и удаленного подключения спикеров.

Спикеры

Константин Ланин

Константин Ланин

глава представительства, региональный директор, Россия и СНГ

Hughes Network Systems

Андрей Нестеров

Андрей Нестеров

заместитель генерального директора по стратегии и развитию

Триколор

Сергей Пехтерев

Сергей Пехтерев

акционер

Ка-Интернет

Денис Стафеев

Денис Стафеев

генеральный директор

Gilat Eurasia

Михаил Сподобаев

Михаил Сподобаев

и.о. генерального директора

ФГУП НИИР

Виктор Донианц

Виктор Донианц

генеральный директор

АО «Зонд-Холдинг»

Андрей Гриценко

Андрей Гриценко

генеральный директор

Информационный Космический Центр «Северная Корона»

Владислав Иваненко

Владислав Иваненко

генеральный директор

Спутникс

Юлия Шахманова

Юлия Шахманова

генеральный директор

STV (ОАО "Спутниковое телевидение")

Данила Медведев

Данила Медведев

директор по техническому развитию бизнеса

Gilat Eurasia

Владимир Глебский

Владимир Глебский

директор отдела развития региональных проектов

МОКС «Интерспутник»

Максим Диордиев

Максим Диордиев

руководитель дирекции применения спутниковых систем

АО «Спутниковая система «Гонец»

Олег Ментус

Олег Ментус

заместитель директора НТЦ космических систем

ФГУП НИИР

Даниил Нирман

Даниил Нирман

руководитель направления «Спутниковый Интернет»

Триколор

Показать всех спикеров

Партнеры

Генеральный партнер

Официальный партнер

Партнер

Партнер

Ключевой партнер

Партнер

Технический партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Архив

29.01.2020

#SpaceCom Digital Russia 2020